Публiкацiї
Україна: як гарантувати безпеку?

Україна: як гарантувати безпеку?

Валентина Кисельова

Публікація у виданні "StudWay" за результатами Стратегічного дискусійного клубу в Харкові

26 июня 2014 года в рамках проекта «Стратегический дискуссионный клуб в регионах Украины» в Харькове при поддержке общественного движения «Альянс Республика» состоялся круглый стол на тему «Сильная Украина: как гарантировать безопасность». По словам модератора Сергея Солодкого, первого заместителя директора Института мировой политики, в «избалованном» Киеве было проведено уже шесть подобных мероприятий. Какие первоочередные шаги необходимы для гарантии безопасности Украины в сложившихся условиях? Какова роль санкций против России и почему мы проиграли информационную войну? Основные тезисы актуального экспертного заседания от «Студвея».

Марчин Кожиел, директор офиса связи НАТО в Украине: реформы через глубокий анализ

По словам Марчина Кожиела, для того, чтобы усилить гарантии безопасности Украины, универсального рецепта не существует. Разработать соответствующие методы возможно только на основании комплексного обзора и анализа текущего состояния сектора обороны и безопасности Украины. Вместе с тем,Украина должна быть консолидированной и иметь собственную визию относительно своего будущего.

Отвечая на вопрос о том, чем может в настоящее время помочь НАТО Украине, Марчин Кожиел объяснил:уже сейчас существуют три уровня помощи НАТО Украине. Это политическая поддержка (отказ от сотрудничества с Россией на уровне Совета НАТО), практическое сотрудничество и практическая взаимопомощь в первую очередь в военной сфере, консультативно-совещательная помощь в процессе имплементации реформ (в частности, речь идет о секторе безопасности).

круглый стол сильная Украина

Гжегож Громадский, аналитик (Польша): «Донбасс с начала независимости украинского государства был “другим”»

Гжегож Громадский также отметил, что Украина должна обеспечить свою безопасность самостоятельно, тогда как международная поддержка в вопросах безопасности играет вторичную роль.

Среди основных безотлагательных задач аналитик выделил:

Необходимость перестройки государственных структур Украины. Эксперт также считает, что, по сравнению с мартом 2014 года, в институциональном плане ситуация в Украине стала лучше: «Президентские выборы прошли хорошо, результат выборов тоже положительный».

Безусловно, это реформа Конституции: «новые отношения между центром (Киевом) и регионами». Реформирование структуры власти в итоге должны привести не к федерализации, а децентрализации власти. Федерализация, по словам Гжегожа Громадского, – это деструкция, коллапс для украинского государства.

Самая главная проблема, основной вызов в плане безопасности для Украины – energy efficiency (энергоэффективность). В свою очередь, энергозависимость используется в целях Путина: дестабилизировать Украину, чтобы не допустить ее, даже пошаговую и медленную, интеграцию в западном направлении.

круглый стол сильная Украина

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»: «Лучшего подарка Путину, чем третий Майдан, быть и не может»

Владимир Фесенко охарактеризовал текущие вызовы безопасности Украины с помощью понятий hard security (обеспечение обороноспособности страны) и soft secuirty (стабильность экономических и социальных факторов).

Hard security можно достигнуть в результате таких шагов:

Модернизация вооруженных сил (реформы украинской армии нужны для того, чтобы решить наболевшие проблемы, начиная от нехватки ресурсов и заканчивая кадровым вопросом).

Создание принципиально новых специализированных военных структур (с новыми людьми, не вписанными в патронажно-клиентскую сеть, когда должность приобретается не по принципу личных связей, знакомств).

Обеспечение надежных, закрытых границ (особенно важно для регионов, которые имеют непосредственные границы с Россией).

Переориентация военно-промышденного комплекса (создание ВПК, который работает на нужды своей армии, а не для поставки оружия в другие страны).

Создание новой системы правохранительных органов в Украине.

Формирование и обеспечение международной безопасности Украины (в первую очередь, посредством международных партнеров).

Нейтрализация российского фактора. «Даже когда мы выйдем из кризиса, нас ожидает состояние холодной войны с Россией».

Soft security предполагает:

Создание сильного государства (речь идет об эффективных институтах государства в первую очередь).

Формирование эффективной экономической модели.

Обеспечение социальной и политической стабильности, а также гражданского мира.

Разрешение проблема информационной безопасности.

Не стоит чересчур идеализировать Майдан (нельзя ничего абсолютизировать и идеализировать; «майданская партизанщина» способна подорвать устои государства).

Для каждой из перечисленных задач частично может помочь и евроинтеграция (которую также не следует идеализовать), что может послужить импульсом для необходимых реформ.

круглый стол сильная Украина

Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова

Николай Сунгуровский подчеркнул, что во время военных действий коренные реформы никогда не проводятся («Мы не можем проводить операцию на пациенте, который бежит»), текущие условия целесообразно лишь корректировать, но не полностью видоизменять.

Эксперт выделил пять блоков необходимых действий, где каждый обладает равноценной значимостью:

Внешнеполитические действия. Следует заставить агрессора отказаться от своих действий (в частности, с помощью введения секторальных санкций, их непрерывности и оперативности). Важна изоляция России на международной арене (в настоящее время ставится вопрос о прекращении членства России в ОБСЕ и Совете безопасности ООН, поскольку абсурдным является тот факт, что агрессор ветирует решения, направленные против агрессии).

Обуздание радикализма, сепаратизма, терроризма (прежде всего через эффективную координацию и налаживание механизмов управления АТО).

Переговорный блок (характерная черта текущих переговоров – никто не надеется на результат переговоров, что и следует изменить).

Государственнообразующий блок (кризисное состояние которого подчеркнули все эксперты).

Информационный блок. Проигрыш в информационной войне можно объяснить тем фактором, что отсутствует как таковая целенаправленная институционализированная информационная политика («сектор, где можно меньше всего украсть, поэтому не интересует чиновников»), нет систематической антипропаганды.